История школы
09.03.2011 17:45
Строительство и становление школы
«Такой дикой страны, в которой бы массы народа
настолько были ограблены в сфере образования,
света и знания – такой страны в Европе
не осталось ни одной, кроме России…»
В.И.Ленин.
Смысл ленинских слов подтверждается примерами из истории просвещения наших поселков и деревень.
Культурный уровень населения слободы Заолешенки был очень низким. Подавляющее большинство населения было неграмотным. Только единицы знали кое-какую грамоту, притом учились они друг у друга.
Глубокие старики слободы рассказывают такой факт: народом до революции руководила сельская управа. В управе был малограмотный писаришка. Даже сборщики налогов были неграмотными, не понимали денежных знаков. При сборе налога отмечали на бумаге различными условными знаками: С – рубль, Х – 10 копеек, I – копейка.
На месте, где сейчас находится школа, до 1865 года стояла деревянная церковь. В 1865 году церковь была снесена и некоторое время здесь стояла церковная сторожка.
В 1884 на средства уездной земской управы была построена народная школа. С появлением в слободе Заолешенке школы увеличилось число людей знающих письмо и простой счет.
Школа имела два этажа. В нижнем этаже (теперь подвал) стояла русская печь и плита. В1908 году в плиту вставили котел и кипятили чай учащимся. Этим ведал школьный сторож Приходько Кузьма Иванович. В этом подвале он жил вместе со своей семьей.
В верхнем этаже располагались четыре классных комнаты. В земской народной школе было четыре класса, мальчики и девочки учились раздельно. 
В это время преподавались: грамматика, арифметика, чтение, пение, чистописание и закон божий.Школа отапливалась гречневой шелухой, которая ссыпалась на чердак. Шелухой обеспечивал местный богатей Колимбед П.И.
В 1904 году около нынешней церкви была построена церковно-приходская школа с трехлетним обучением.
Церковно-приходская школа отличалась от земской школы более религиозным уклоном, здесь большое внимание уделялось религиозному чтению, пению молитв, изучался старославянский язык, закон Божий.
Церковно-приходская школа содержалась на средства церкви. Эта школа просуществовала до 1910 года, а потом она влилась в земскую школу с четырехлетним обучением.

В 1913 году к основному зданию была пристроена с северной стороны пристройка с двумя классными комнатами и квартирами, где жили одно время учительница Таранова М.В. и учитель Черняев З.А.
До 1930 года школа была начальной. В 1930 году был открыт пятый класс ШКМ (школа крестьянской молодежи). В 1932 году был сделан первый выпуск семиклассников.
В 1961 году семилетняя школа была преобразована в восьмилетнюю. В 1962 году был первый выпуск восьмиклассников.
В 1964 году в школе было десять классов: пять начальных и пять старших, всего 296 учеников. В школе работает 18 учителей, пионервожатая, завхоз и пять технических служащих.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшение условий работы общеобразовательной школы» наша школа стала неполной средней.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 о «Типовом положении об общеобразовательном учреждении» и на основании Приказа Министерства образования РФ от 14 сентября 1994 года № 356 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» преобразована в Заолешенскую основную общеобразовательную школу.
Заолешенская восьмилетняя школа в 1997 году переименована в Заолешенскую основную общеобразовательную школу (приказ № 33 а от 24.04.1997 года по Суджанскому РОНО).
По решению Представительного собрания (приказ № 17 от 12.01.2006 года) Заолешенская основная общеобразовательная школа переименована в МОУ «Заолешенская общеобразовательная школа».
6 декабря 2011 года наша школа переименована в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Заолешенская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области (приказ № 107 а от 6.12.2011 года).
В настоящее время в нашей школе обучается 102 ученика, имеется 9 кабинетов, столовая, библиотека. Ученики нашей школы принимают активное участие в районных и областных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Занимают первые и призовые места.
Директора Заолешенской школы
В разные годы руководителями школы становились замечательные преподаватели и талантливые организаторы, каждый из которых внес неоценимый вклад в благородное дело - воспитание подрастающего поколения.
В 1918 году директором школы был Черняев Захар Анатольевич. Под его руководством организованно первое в уезде «Заолешенское культурно - просветительское общество». Оно проводило огромную культурно – просветительскую работу среди населения. Еженедельно ставились спектакли в школьном здании, читались лекции, проводились беседы.
С 1932 года и по настоящее время (2015 год) директорами школы были:
- Черняев З.А.
- Золенко Ф.П.
- Агапова М.В.
- Чайковский Ф.В.
- Феофилов Н.Н.
- Волков В.Г. (1959-1970гг)
- Дорошков В.М. (1971-1976 гг)
- Шульгин Д.Г. (1976-1984 гг)
- Воробьев В.Е. (1984-1997гг)
- Быкова Е.С. (1997-2009гг)
- Мальцева Л.А. (2010- по настоящее время)
С 1959 года по 1970 год школой руководил Волков Владимир Георгиевич1. Он являлся уроженцем слободы Заолешенка и учащимся этой школы. Деятельность директора Волкова В.Г. характеризуется разумной хозяйственностью, заботой об укреплении материальной базы школы.
1- Приказ № 103 от 6.09.1959 года
За период его работы была построена с южной стороны основного здания пристройка на четыре классных комнаты и коридор (1961-1962гг), оборудованы кабинеты физики и химии, столярно-слесарная мастерская. Приобретено много школьной мебели. Заменены все старые парты, куплено несколько шкафов, свыше ста стульев, много учебно-наглядных пособий. Приведен в порядок школьный двор, пришкольный опытный участок, школьные подсобные постройки, оборудована географическая площадка. 
Воробьев Виктор Егорович возглавлял нашу школу на протяжении тринадцати лет. За время его работы была сделана спортивная площадка,
которая существует в нашей школе и сейчас. Спортивный инвентарь помогали устанавливать родители учащихся и учителя. Благодаря его усилиям в школу было проведено газовое отопление и построена новая котельная. На пришкольной территории был разбит огород урожай, с которого поступал в школьную столовую.
В настоящее время директором нашей школы является Мальцева Лариса Александровна, которая окончила Заолешенскую школу в 1993 году. В 1997 году она закончила Рыльское педагогическое училище. Свою трудовую деятельность Лариса Александровна начала в Княжевской начальной общеобразовательной школе в 2001 году в качестве учителя начальных классов.Мастерство и эрудиция этого педагога способствовали росту её авторитета в педагогическом коллективе, поэтому в 2002 году она была назначена заведующей этой школы. Возглавляла данную школу в течении девяти лет. В 2003 году Мальцева Лариса Александровна закончила Курский государственный педагогический университетпо специальности учитель географии. 1 января 2010 года Лариса Александровна была назначена на должность директора МОУ «Заолешенская общеобразовательная школа»1.
1 – Приказ №3-73 от 31.12.2009 г
Сегодня это грамотный, всесторонне-эрудированный, современный руководитель, который, исходя из потенциальных возможностей педагогического коллектива, эффективно определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения. За заслуги в области образования Лариса Александровна награждена Министерской грамотой №655/к-н от 20.05.2009 года. Наш директор пользуется уважением не только среди коллег и учеников, но и среди жителей слободы Заолешенки. Поэтому с 2010 года она является депутатом представительного собрания Заолешенского сельсовета. 
Педагогический состав
Педагогический состав, «Золотой фонд» школы - это, конечно же, учителя. Среди них те, кто стоял у её истоков и, проработав в ней многие годы, ушел на заслуженный отдых, а также те, кто еще в строю, несмотря на большой стаж работы, и те, кому продолжать дело воспитания молодого поколения.
Продолжительное время (1904-1917гг) в Заолешенской школе работал учитель Пилипенко Яков Яковлевич. Это был прогрессивный для того времени педагог. Много труда он отдал воспитанию и обучению сельской детворы. По инициативе Якова Яковлевича еще до революции было организовано общество нуждающимся учащимся. Это общество организовывало горячие завтраки для учащихся, бедным детям покупали обувь и одежду, организовывали вечера отдыха, спектакли, новогодние елки. Все это способствовало успешной учебе детей бедноты. Активное участие в этих мероприятиях принимали учителя Анастасия Иосифовна Махова и Анна Дмитриевна Брилькова.
Особенно хочется рассказать о таком учителе иностранного языка и рисования как Приходько Алексей Захарович, который работал в нашей школе с 1961 года. А еще и потому, что это мой прадед .
Одной мы связаны судьбой,
Одной судьбой, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся.
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить…»
Много лет назад, ещё до моего рождения, в нашем доме появился самодельный, потрёпанный временем, деревянный чемодан. Казалось, его нужно было бы отправить на хранение в сарай, чтобы не портил своим не очень привлекательным видом уютный дом, но почему - то наша семья окружила его непонятной мне особенной заботой. Когда я подросла, то стала понимать, почему мама бережно хранит этот чемодан и, грустно вздыхая, говорит: «Здесь главное наследие нашей семьи…»
Содержимое этого чемодана - два пожелтевших от времени альбома с рисунками и несколько картин моего прадеда, художника-самоучки, учителя Заолешенской основной общеобразовательной школы Приходько Алексея Захаровича.
Эти бесценные вещи – настоящие реликвии нашей семьи. Они дороги сердцу, как память, и я попробую о них рассказать.
В далёкие 20-е годы прошлого века у Алексея Приходько умер отец. Мальчику было всего лишь 6 лет. Нелегка была вдовья доля в то время. Мать и старшая сестра старались заработать и часто уходили на подённые работы, а Алёше приходилось оставаться одному дома. В зимнюю пору он обычно забирался на русскую печь (были в ту пору в избах такие благодатные места). Как-то, покопавшись в ящичке старой маминой швейной машинки, он нашёл карандаш, и рисунки на белой стене печи получились сами собой. Бумаги в то время в доме не было, и местом для своих рисунков мальчик избрал стенку лежанки печи. Детской фантазии не было предела. На стене появились панорамы сельской улицы: домики, сараи, заборы, деревья. Из труб домов валил дым, тут же по заснеженной дороге ехали подводы, везли мешки с зерном на местную водяную мельницу.
Но приходила мать с сестрой, и за такое «творчество» маленькому «художнику» доставался крепкий нагоняй. Успокоившись, мать разводила мел и белила испорченную стенку. А утром всё повторялось сначала…
Так, сам собой, проявился скрытый талант прадеда.
Когда он стал посещать школу, появились у него тетрадь для рисования, резинка и карандаш. Цветных карандашей и красок не было. Первые короткие уроки рисования были насыщенными и интересными, потому что вёл их Пётр Константинович Лихин, известный местный художник.
Мой прадед Алексей Захарович Приходько - учитель по профессии. Где бы он ни находился, всегда умел видеть в обыденном - прекрасное, в простом - удивительное и поэтому носил с собой карманный альбом, карандаш и резинку. Много красивых и живописных мест Суджанского района запечатлел он в минуты вдохновения. Глядя на рисунки прадеда, можно и сейчас узнать знакомые и любимые с детства места: реку Псёл, сёла Гуево, Гончаровку, Заолешенку, Воробжу, Горналь…
Я думаю, историю нашего края можно изучать не только по книгам и учебникам, но и по картинам и рисункам моего прадеда Приходько Алексея Захаровича.
Вот совсем маленькие картины – наброски, сделанные только карандашами. Но мы сразу узнаём нашу родную Заолешенскую школу, где много лет учителем работал прадед. Прошло время, сейчас в этой старенькой уютной школе учимся мы с братом и работает учителем наша мама. А это другой рисунок, чуть больше. Красивый вид открывается на наш неповторимый город с загадочным названием Суджа со стороны Гусиных гор.

На пожелтевшем, но чудом уцелевшем наброске мы видим место, которому суждено было исчезнуть со временем, и только маленький рисунок смог сохранить его былую красоту. Это меловой завод на Крейдянке возле деревни Куриловка. 
Алексей Захарович Приходько рисовал вдохновенно, передавая без прикрас окружавшую его природу. Неповторимость родных пейзажей запечатлела рука художника, словно чёткий взгляд современного фотоаппарата. В альбомах собраны зарисовки, сделанные с такой любовью, что хочется рассматривать их вновь и вновь.
К сожалению, некоторых селений нашего района уже нет на карте, они живы лишь в памяти старожилов да на изрисованных листочках бумаги, аккуратно хранимых нашей семьёй. Прадед писал не для славы, а для души. Этот подарок из неизвестного нам прошлого мы, его внуки и правнуки, обязательно сбережём и для наших детей.
Говорят, человек не уходит бесследно в иной мир. Каждый оставляет после себя на земле какую-то частицу добра или зла. Но не всё, оставленное нам на память, может стать семейной реликвией. Я горжусь тем, что мой прадед, скромный талантливый человек, простой сельский учитель, передал нашей семье в наследие самодельный деревянный чемодан, полный безграничной любви к своей «малой» родине - Курскому краю. Он писал:
«Бывал я в Москве, жил на Кавказе, в Риге, в Воронеже, в Киеве даже.
Но лучше, чем Суджа, чем край мой родной - нет на планете нашей земной…»
Вместе с ними более тридцати лет проработали следующие учителя:
- Семеновская Екатерина Григорьевна – завуч и учитель русского языка и литературы. (с 1950)
- Семеновский Николай Яковлевич – учитель математики и физики. (с1950)
- Фурсова Ксения Васильевна – учитель математики и физики. (с 1953)
- Соколенко Мария Николаевна – учитель биологии и химии. (с 1960)
- Петров Алексей Петрович – учитель русского языка и литературы. (с 1961)
- Ященко Алевтина Афанасьевна – учитель географии. (с 1959)
- Тонконогий Наум Григорьевич – учитель рисования и черчения. (с 1958)
- Литовко Иван Григорьевич – учитель труда. (с 1957)
- Четверикова Варвара Андреевна – учитель физкультуры. (с 1951)
- Феофилова Екатерина Николаевна – учитель домоводства, библиотекарь. (с 1949)
- Ященко Александр Андреевич – учитель пения. (с 1960)
Учителя начальных классов много труда и мастерства уделяли обучению и воспитанию малышей. Они создавали из первоклассников – несмышленышей грамотных людей, выпустили сотни учеников в пятые классы:
- Шкодкина Лидия Ивановна (с 1948 г).
- Годунова Вера Васильевна (с 1952 г).
- Паханова Ирина Михайловна (с 1950 г).
- Новикова Зинаида Николаевна (с 1957 г).
- Климашевская Татьяна Васильевна (с 1959г).
В своей работе мы хотели бы рассказать об учителе физической культуры Зайченко Александре Николаевне, которая проработала в нашей школе более сорока лет. В 1975 году Александра Николаевна закончила отделение физической культуры Курского педагогического училища. Свою трудовую деятельность в Заолешенской школе она начала в 1977 году. Она настойчиво добивалась, чтобы уроки физкультуры и спорт полюбил каждый школьник. Ее учащиеся принимали активное участие в спортивных соревнованиях, успешно сдавали нормы ГТО и БГТО.О педагогической деятельности Александры Николаевны не однократно писали в районных газетах. Так например в газете «За коммунизм» есть замечательная статья «Сердце беспокойное»1. Корреспондент Л. Бывшева рассказывает о заслугах Александры Николаевны. В своем интервью она говорит: «Я не мыслю своей жизни без школы, без уроков физкультуры и детворы.» Точность , исполнительность, четкость в работе – такие качества прежде всего отмечают у Александры Николаевны ее коллеги. Она много лет отдала работе в школе, и за это время сумела завоевать уважение и среди товарищей по работе, и среди учеников.
Александра Николаевна привыкла с душой относится к своим обязанностям. Дети уважают ее за веселый характер, и за то, что в общении с учениками она не держит дистанции, может понять каждого, найти подход. Этому подтверждение статья «Когда уважают ученики» в газете «Суджанские вести»2. В 1989 году Александра Николаевна закончила Сумской государственный педагогический институт имени А.С. Макаренко, с присвоением квалификации Учитель физической культуры и званием учителя средней школы. Изучение опыта работы Александры Николаевны позволяет судить о высоком профессиональном мастерстве педагога, проявляющемся в высокой индивидуализации учебного процесса. Посещение учебных занятий и открытых спортивно-массовых мероприятий проводимых учителем показало, что Зайченко А.Н. целенаправленно реализовала идею формирования у учащихся потребности к здоровому образу жизни через комплексный подход к преподаванию физической культуры. Ученики Александры Николаевны принимали участие в соревнованиях посвящённых празднику Всемирному дню туризма. В 1993 году команда нашей Заолешенской школы заняла второе место. Заолешенцы действовали как одно целое. Каждый задался целью – победить. И тренировки, летние походы с Александрой Николаевной помогли ребятам получить хорошие результаты. Об этом мы узнали из районной газеты «Суджанские вести»3, а статья называлась «Кто самый – самый».Она водила учеников в шести, трех, двух и однодневные походы. За это Александра Николаевна завоевала значки «Турист ССР», «Турист России», совершила ряд туристических поездок в города: Москва, Ленинград, Севастополь, Сумы, Курск. Ученики Александры Николаевны ежегодно принимали участие в областных соревнованиях по многоборью ГТО, настольному теннису, кроссу.
1- Л. Бывшева статья «Сердце беспокойное» Газета «За коммунизм» от 1 января 1987 года стр. 2-3.
2- Т. Борисова статья «Когда уважают ученики» Газета «Суджанские вести» от 6 октября 1993 года ст. 2.
3- Л. Бывшева статья «Кто самый – самый…» Газета «Суджанские вести» от 27 октября 1993 года ст. 2 автор.
Команда гимнастов, под ее руководством на областных соревнованиях в 1997году заняла второе место, а в 1999 году первое. В 1996 году была главным секретарем на втором Всероссийском слете молодежи, награждена грамотой за участие. Неоднократно она участвовала в учительском туристическом областном слете. С 2000 года Александра Николаевна являлась внештатным преподавателем по физической культуре во время курсов повышения квалификации учителей физической культуры. Ею разработан курс по методике преподавания гимнастических упражнений в общеобразовательных заведениях. Методический материал Александры Николаевны вызвал огромный интерес у слушателей курсов. Рекомендации, данные ею в ходе лекций и практических занятий, широко используется в практике учителей физической культуры общеобразовательных школ Курской области. Александра Николаевна разрабатывала и проводила общешкольные дни: здоровья, экологии, туризма. Принимала участие врайоном конкурсе «Учитель года» и стала призером. Опыт работы Александры Николаевны по таким разделам программы, как туризм и гимнастика, используются учителями Суджанского района. За свою трудовую деятельность она имеет большое количество благодарностей и грамот. В 1982 году Зайченко А.Н. была объявлена благодарность за хорошую подготовку и провидение фестиваля союзных республик «Союз нерушимый» посвященного 60-й годовщине образования СССР. В 2002 году Александра Николаевна бала награждена значком «Почетный работник образования РФ» от 20.05.2002 года № II-114.
Более сорока лет в нашей школе работает учитель биологии – Путивцева Тамара Михайловна и учитель математики Коньшина Татьяна Николаевна, которые пользуются большим авторитетом среди коллег и учеников. За свою педагогическую деятельность они имеют большое количество грамот и благодарностей. Оба учителя награждены Министерскими грамотами.
Более двадцати лет в нашей школе работают такие преподаватели такие как:
Богданова Лилия Викторовна -учитель русского языка и литературы
Маханькова Галина Васильевна -учитель математики и физики
Судженко Алла Николаевна- учитель музыки
Колесникова Татьяна Александровна -учитель технологии и физической культуры.
За добросовестный творческий труд и достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения они награждены грамотами Комитета образования Курской области.
Не каждому человеку, не каждому учителю удаётся стать тем, кого полюбят дети, стать тем, кого будут слушать с предельным вниманием, сидя за школьной партой и вспоминать с уважением и благодарностью, сидя за рабочим столом.
А чтобы стать именно таковым, нужно посвятить всего себя этой непростой профессии.
Нам очень повезло, в нашей маленькой сельской школе собралась плеяда ярких педагогов, которые пришли в профессию по призванию души.
Это учителя начальных классов Кущенко Татьяна Павловна, Кущенко Валентина Павловна, Проценко Ольга Николаевна, Литвинова Татьяна Вячеславовна.
Сейчас, сидя за школьной партой мы с глубоким уважением и восхищением смотрим на учителей. Нам очень нравится их работа. Мы мечтаю так же как они проверять тетради, рассказывать и объяснять малышам интересный материал, выполнять задания и участвовать вместе с детьми в различных конкурсах.
Мы искренне считаем, что учитель – это не профессия, а призвание.
Чтобы стать преподавателем нужно не просто любить детей, а полностью отдаваться работе с ними, не жалея ни сил, ни времени. Учитель должен быть образцом для подражания во всём. Именно он из учеников «лепит» настоящего человека.
Уже сейчас мы в полной мере понимаем, насколько это трудно!!!!
Ведь учителем может стать любой, но полностью отдаться данной профессии может не каждый.
В настоящее время в нашей школе работает восемнадцать учителей. Все имеют высшее образование и первую квалификационную категорию.
Выполнили: обучающиеся
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Заолешенская основная общеобразовательная школа»
Мальцева Олеся Евгеньевна 14 лет
Литвинова Александра Викторовна 14 лет
Руководитель: учитель истории
Лукина Татьяна Николаевна